Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.58 103.38

Недавно мы обсуждали способы решения конфликтов между учениками. Сегодня хотим поговорить о буллинге, или,

по-другому, травле. Это явление принципиально отличается от обычных конфликтов.

В травле всегда есть три составляющие:
насилие в той или иной форме (психологическое тоже считается);
систематичность, постоянство, направленность на одного и того же человека;

групповое действие или действие при поддержке группы.

Зачастую педагоги видят это явление в классах, но не знают, как на него реагировать. Делимся последовательными шагами, которые необходимо предпринять.

1. Присвоить проблему
Часто решение проблемы травли в классе пытаются переложить на школьных психологов. Однако травля — проблема группы. А психолог не работает с классом как с группой, и он не может исправить плохие правила жизни в этой группе. Это может сделать только учитель. В идеале — весь педагогический коллектив, который работает с классом.
Психолог же может учителям помочь: разработать стратегию действий, индивидуально поработать с детьми, провести с классом занятия для сплачивания группы после преодоления травли.

2. Назвать явление
Никаких «у Пети не ладится с одноклассниками». Когда ребёнка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, отбирают и портят вещи, толкают, бьют, подчёркнуто игнорируют — это называется «травля».
Не менее важно назвать явление самим детям. Дети часто не осознают, что именно делают. У них в голове это называется «мы так шутим» или «мы так играем». Шутки и игры не имеют целью причинить кому-то боль. Дети должны услышать это от взрослого: «То, что вы делаете, не невинная забава, это травля, это насилие, и это недопустимо».

3. Дать однозначную оценку травле
Люди могут быть разными, они могут очень сильно не нравиться друг другу, но это не повод для травли. Можно привести примеры, что нам может казаться неправильным в других: внешность, национальность, увлечения, поступки и т.д. Однако никакие причины не могут служить оправданием травли. Тот, кто травит, всегда неправ, и это не обсуждается.

4. Обсуждать травлю как проблему группы
Когда людям предъявляют обвинение, они начинают защищаться. В ответ на называние травли насилием начнётся: «А это не я. А это он сам». Не надо спорить о фактах. Нужно дать понять, что вы знаете, что происходит, и обозначить травлю как болезнь группы: «Если человек не моет руки, он может заболеть. А если группа использует грязные способы общения, она тоже может заболеть — травлей. Это плохо и вредно для всех. Давайте вместе срочно лечиться».
Такой подход позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность попробовать примерить роль позитивной «альфы», которая не обижает других, а заботится о группе. И, что особенно важно, это снимает противопоставление между жертвами — насильниками — свидетелями. Все в одной лодке, проблема общая, нужно вместе решать.

5. Активизировать моральные чувства
Результат не будет прочным, если дети просто примут к сведению формальные требования учителя. Задача — вывести их из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.
Можно предложить детям оценить, каков их вклад в болезнь класса под названием «травля». 1 балл — это «я никогда в этом не участвую»; 2 балла — «я иногда это делаю, но потом жалею»; 3 балла — «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах, сколько баллов они поставили бы себе. Обычно «три» сам себе никто не ставит. Только ни в коем случае нельзя пытаться уличить: нет, на самом деле ты травишь. Наоборот, лучше сказать: «Как я рад. Никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели».

6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе
До сих пор речь шла о том, как не надо. А как надо? Лучше всего вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: «У нас никто не выясняет отношения кулаками и не оскорбляет друг друга. У нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются, — это немедленно прекращают». Правила выписываются на большом листе, и за них все голосуют. Ещё лучше, чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот приём называется «заключение контракта», он хорошо работает в терапевтических группах.

7. Поддержать позитивные изменения
Важно, чтобы взрослый, который взялся решать проблему травли, не бросал это дело. Можно сделать «счётчик травли», какой-нибудь сосуд, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похоже на насилие, может положить камешек. По количеству камешков педагог вместе с детьми определяет, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой, и т.д. Можно использовать и другие методы. Суть в том, чтобы группа постоянно получала интерес от авторитетного взрослого и считала борьбу с травлей своим общим делом.

8. Гармонизировать иерархию
Если проблема травли решена, можно задуматься о том, чтобы каждый в группе имел признание в чем-то своём, был полезным и ценным в коллективе. Для этого можно использовать праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование.

Этот материал мы взяли с сайта травлинет.рф. Там вы можете найти ещё больше полезной информации по теме.

#советы_просвещение

1567

Оставить сообщение: