Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 92.39 103.48

В канун Дня учителя мы решили немного погрузиться в историю и вспомнить, как развивалось педагогическое

образование в России.

До XVIII века: прямая передача опыта
Умения и опыт передавались исключительно на практике: «Кто сам умеет, тот и научить может».
Система предполагала, что мастер берет себе ученика, передаёт ему свои знания, и через какое-то время новый мастер, который уже получил опыт, выступает в качестве наставника для своего ученика. Систематически стали готовить учителей лишь в XVIII веке.

XVIII и XIX века: поиск системы
Пётр I, видя недостаток образования среди подданных, начал специально приглашать наставников из-за рубежа. В 1757 году была введена аттестация домашних учителей. Экзамены принимали профессора Петербургской Академии наук и Московского университета. Те, кто претендовал на звание учителя, готовились к проверке самостоятельно — никаких курсов не существовало.
В 1779 году при Московском университете открылась первая учительская семинария, педагогов здесь готовили в течение трёх лет. Позднее государство реформировало систему образования: создавались учительские институты и курсы, иногда педагогов готовили в классах и гимназиях. Учительниц, в том числе домашних, готовили и экзаменовали в отдельных образовательных организациях.
Несмотря на то что учебных заведений для педагогов было ещё недостаточно, теория преподавания активно развивалась. Были написаны методические пособия и учебники. Среди авторов — К.Д. Ушинский, Л.Н. Модзалевский, Д.И. Тихомиров, В.И. Водовозов. Так что к концу XIX века теория значительно опережала практику.

XX век: становление системы
Только в период Советского Союза сложилась последовательная система подготовки педагогических кадров — от начальной школы к высшей. Число пединститутов в РСФСР выросло до нескольких десятков, а если учесть краткосрочные курсы — до сотен.
В конце 1930-х годов стартовала система повышения квалификации учителей. Она помогала специалистам овладеть современными педагогическими методами, использовать их в работе.

XXI век: открытые возможности
В современной педагогике постоянно появляются новые подходы, разрабатываются методики и технологии. С существующими возможностями учителя смогут знакомиться в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Сейчас в России работают 140 таких центров, а к 2024 году они должны появиться в каждом регионе. Кроме того, при педагогических вузах работают технопарки «Кванториум».
«Кванториумы» и ЦНППМ работают в сотрудничестве с центрами образования «Точка роста», «IT-куб», с детскими технопарками и другими образовательными учреждениями. Это обеспечивает учителям богатый выбор для инициатив и получения новых знаний.
Развитию педагогики и подготовке кадров способствует также и открытие педагогических классов в школах. Ребятам в средней школе помогают сориентироваться в выборе профессии. И многие останавливают его на профессии учителя.

Источник: «Учительская газета»

#ретроспектива_просвещение

1252

Оставить сообщение: